Новости
10 октября 2012 года
2-я научная конференция в рамках проекта – «Под небом Южной Азии. Движение и пространство»
II научная конференция в рамках проекта "Под небом Южной Азии" на тему: "Движение и пространство"
Центр индийских исследований Института востоковедения РАН и проект-группа «Под небом Южной Азии» (ПНЮА) продолжают проведение ежегодных Всероссийских конференций междисциплинарного характера «Под небом Южной Азии», посвященных избранной теме[1]. К участию приглашаются специалисты из разных научных сфер (в том числе, аспиранты, магистранты и студенты): историки, политологи, антропологи, филологи, религиоведы, искусствоведы, географы, экономисты и др., занимающиеся любой из стран Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Мальдивы) или регионом в целом. Круг вопросов и подходов может быть разнообразным, однако главным требованием остается соответствие темы доклада проблематике конференции. Убедительно просим внимательно прочитать наш меморандум.
Вторая конференция – «Движение и пространство» – состоится 10–11 октября 2012 г. Ее основной темой станет «жизнь в дороге» (on move, en route), т.е. осмысленное/мотивированное – индивидуальное, групповое или массовое – перемещение Homo viator/mobilis, сопровождаемое освоением / присвоением / преобразованием пространства. Наиболее ярким свидетельством такого «движения» является вторжение индоарийских племен на территорию Южной Азии и их продвижение вплоть до крайней точки – Мальдивского архипелага. Через почти три тысячелетия не менее судьбоносным стало проникновение в Индию первых носителей ислама. В XVIII в. «движение» самых разные потоков – от афганских и маратхских армий до британских и французских войск – определило характер этого и последующего столетия[2].
Инициаторы исследования Южно-Азиатского субконтинента в терминах «циркуляции», т.е. с возвратом в исходную точку, отмечали: «Если индийскую цивилизацию должно определять в терминах великих эпосов, как на этом часто настаивают классические индологи, мы, безусловно, должны что-то выжать из того факта, что и „Рамаяна“ и „Махабхарата“ в значительной степени сосредоточены на отношениях между неподвижностью и круговым движением (circulation), между жизнью странника и жизнью сидящего на одном месте царевича»[3]. «Выжать» из этого можно уже то, что передвижение эпических героев стало инструментом сакрализации субконтинента, обеспечив тем самым многовекторные варианты последующих паломничеств, военных кампаний, политических шествий и научных экспедиций.
[1] На Первой конференции ПНЮА – «Портрет и скульптура», прошедшей 12–13 октября 2011 г., было представлено 22 доклада; к изданию готовится расширенная публикация по теме конференции (отв. ред. И.Т. Прокофьева).
[2] Преимущественно глобальные перемещения такого масштаба рассматривает А.В. Головнёв, предлагая считать «антропологию движения» самостоятельной дисциплиной с собственным понятийным аппаратом: Антропология движения. Древности Северной Евразии, Екатеринбург: УрО РАН; «Волот», 2009. «Движение» в качестве исторической категории – на примере исследования паломнической практики маратхов – выделяет И.П. Глушкова: Подвижность и подвижничество. Теория и практика тиртха-ятры, М.: Наталис, 2008; см. ее же Паломничество как фактор социокультурной и политической истории Индии (X–XX вв.), автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук (доступен в интернете).
[3] (Eds.) Claude Markovits, Jacques Pouchepadass, Sanjay Subrahmanyam. Society and Circulation. Mobile People and Itinerant Cultures in South Asia. 1750–1950. Delhi: Permanent Black, 2003/2006.