Статьи

Обзор Четвертой Международной конференции «Тибетология и буддология: на стыке науки и религии»

Шустова Алла Михайловна

Андрей Балакин, мюрид индийского суфия

Загородникова Татьяна Николаевна

Далай-лама и наука. К 85-летию Далай-ламы

Шустова Алла Михайловна

Статья приурочена к 85-летию Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо и посвящена его вкладу в развитие диалога науки и духовности. Отмечаются основные вехи пути Далай-ламы по ознакомлению с наукой, итоги которого он подвел в монографии «Вселенная в одном атоме. Буддизм и наука на службе миру». В ней автор попытался объяснить, как можно выработать целостную картину мира, опираясь не только на науку, но и на духовность. Далай-лама уверен в необходимости диалога науки и буддизма. По его мнению, существует ряд положений, которые сближают науку и буддийскую философию, и это является хорошим базисом для такого диалога. Это нетеистических характер обоих, сходство их методов познания, а также единство цели, заключающейся в поисках истины. В монографии Далай-лама также поднимает важный вопрос: есть ли в науке место этике? Он дает положительный ответ и расширенно аргументирует его. В течение нескольких десятков лет Далай-лама активно предпринимает шаги, направленные на развитие диалога науки и духовности, на примере буддизма. В последние годы к этому процессу активно подключились российские ученые. По инициативе Далай-ламы были проведены две масштабные конференции в рамках программы «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских ученых». По итогам этих встреч был организован совместный российско-буддийский исследовательский центр по изучению измененных состояний сознания на базе различных видов буддийской медитации, который расположен на юге Индии.

В поисках эмоций под небом Южной Азии, или Приглашение к «аффективному дискурсу». Часть V. Глобальный контекст: тезис–антитезис–синтез, и вновь по кругу

Глушкова Ирина Петровна

В обзорной статье из пяти эпизодов представлены основные теоретико–методологические подходы в области emotional / affective studies, популярных в западной академической науке и малозаметных в отечественной. Предваряя публикацию 5-го тома междисциплинарного проекта «Под небом Южной Азии» (ПНЮА), прокладывающего дорогу к анализу эмоциональных парадигм южноазиатского ареала, статья одновременно задается вопросом: каким образом дискурс об эмоциях в одной культуре может быть приложим к другой? Первый эпизод с опорой на классические труды по философии и психологии ставил вопрос о терминологических дефинициях и, с учетом доминирования англо-саксонской школы, о смысловых коррелятах из других языковых и культурных систем. Второй эпизод, черпая из трудов социальных и культурных антропологов по исследованию «экзотического чужого», продемонстрировал расхождение универсалистской концепции, утверждающей одинаковость эмоций для разных культур и времен, и конструктивистской, считающей их культурно обусловленными и/или социально конструируемыми. Третий эпизод был посвящен преимущественно двум направлениям в лингвистическом анализе эмоций — метафорическому и смысловому и их знаменитым авторам, в числе которых Джордж Лакофф, Золтан Ковечеш, Анна Вежбицкая и Виктор Шаховский. Четвертый эпизод выделяет наиболее важные труды и концепты в области «истории эмоций», уже получившей широкое признание как самостоятельной дисциплины, и прослеживает ее историографию, в том числе, на примере трудов Уильяма Редди и Барбары Розенвейн. Пятый — финальный эпизод, предлагаемый ниже, — описывает накал современного мира, травматично переполненного негативными эмоциями разрушительной — в буквальном смысле — силы, что подтверждает высокую актуальность affective studies и превращает их в прикладную науку.

Слуга царю и Отечеству. Василий Оскарович фон Клемм (1861–1938) в Бухарском эмирате

Загородникова Татьяна Николаевна

Вильям Оскарович фон Клемм с самого начала готовился к карьере дипломата-восточника: он закончил «полный курс наук» Лазаревского института восточных языков, а затем и Учебное отделение восточных языков при Азиатском департаменте МИДа. Летом 1885 г. он получил первое назначение — стал чиновником этого департамента, а через год был отправлен драгоманом (переводчиком) Российского Императорского Политического агентства в Бухаре. В статье описан этот начальный этап его службы на Востоке, период его становления как дипломата-восточника, постигавшего все тонкости службы не только в качестве драгомана агентства в Бухаре: когда Политический агент отсутствовал, ему приходилось управлять агентством самостоятельно. К статье прилагается Записка, в которой В. О. фон Клемм проанализировал тревожное положение в эмирате и дал свои рекомендации по взаимоотношениям с эмиром и по нормализации положения в Бухаре. Этот документ показывает не только информированность сотрудников агентства о том, что происходит в Бухарском эмирате и конкретно при дворе эмира, но и понимание реалий, традиционного восточного уклада жизни и управления среднеазиатским княжеством. Записка показывает, насколько отличалась политика Российской империи в зависимых от нее государствах от политики Великобритании по отношению к Индии вообще и отношение низового звена российской колониальной администрации к управляемому ими княжеству от отношения того же уровня чиновников англо-индийской администрации к индийским княжествам и проблеме их присоединения к Британской Индии.

Ост-Индские и другие доки в Лондоне: имперская архитектура, колониальная торговля и постколониальная память

Сидорова Светлана Евгеньевна

Чужеземная прислуга в индийском княжестве Бхопал (XIX — начало ХХ вв.)

Ванина Евгения Юрьевна

Бхопал, расположенное в Центральной Индии одно из индийских княжеств-вассалов Британской империи, снискал особое благоволение английского сюзерена. На протяжении столетия им правили четыре поколения женщин, заслуживших в Индии и за ее пределами репутацию великодушных и прогрессивных государынь. Архивные документы и мемуары позволяют заглянуть в скрытый от постороннего взора мир домашней челяди, которая обеспечивала не только комфорт и роскошь княжеской семьи, но и ее высокий статус как среди индийцев, так и в представлениях колониальной администрации. Среди многочисленных слуг, трудившихся в княжеских дворцах Бхопала, большинство составляли вольнонаемные местные жители, но при этом особо выделялись уроженцы далеких от Индии земель: в статье идет речь о выходцах из Западной Европы, Грузии, африканских стран («эфиопах»). Иноземная прислуга выполняла в княжеском дворце различные функции, в том числе «декоративные»: английские дворецкие, ирландские и немецкие няни и гувернантки княжеских отпрысков демонстрировали «европейский лоск» правящей семьи, в то время как грузинские горничные и чернокожие лакеи своим экзотическим обликом свидетельствовали о богатстве и могуществе господ. Многие из слуг-чужеземцев попадали в Бхопал не по своей воле: репутация «просвещенных монархов» не мешала бхопальским княгиням использовать в своих резиденциях рабов. Когда подобные случаи становились достоянием гласности, ответом были мягкие увещевания от британских властей, осуждавших рабство, но не желавших из-за негативных эксцессов портить отношения с надежными вассалами.

Запад и Восток в однополярном мире. Борьба за влияние в ЮВА и АТР

Юрлов Феликс Николаевич
ОБЩЕРЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2019, №3(44)

В начале ХХI в. образовавшаяся после развала СССР однополярная структура перестала соответствовать реалиям современного мира, глубоким фундаментальным переменам в соотношении экономических и политических сил на мировой арене. Центр мирового развития начал смещаться на Восток. Решающим фактором в борьбе за влияние в Юго-Восточной Азии, Тихоокеанском регионе и Азии в целом является соотношение сил между США и КНР. Оно меняется в пользу Китая. В середине 1990-х годов Индия провозгласила политику «Смотри на Восток», которая была ориентирована на страны Юго-Восточной Азии и АТР. С этой целью она воспользовалась возможностями АСЕАН, а позже и БИМСТЭК. ЮВА и Тихоокеанский регион в настоящее время являются полем торгово-экономической и политической борьбы между КНР, США, Японией и Индией.

Индия. Касты в политике

Юрлова Евгения Степановна
Religion and State / Религия и государство

Религия и общество на Востоке '2017, №1

Кастовая система является одним из древнейших институтов общественной жизни Индии. Будучи глубоко укорененной в религиозных представлениях индусов, построенная на строгом иерархическом неравенстве, она в течение долгих веков играла огромную роль в культурных и социально-экономических отношениях в этой стране. Несмотря на перемены в ходе исторического развития, особенно после достижения Индией независимости, касты остаются важным фактором развития индийского общества. Они меняются вместе с ним и одновременно меняют само общество. Процесс изменения каст, как и их роли в политике, во многом обусловливает сложные процессы, происходящие в нынешней Индии.

Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее

Шаумян Татьяна Львовна, Кузьмин Сергей Львович, Бадмаев Валерий Николаевич, Уланов Мерген Санджиевич
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №3

Страницы:   1    2