Новости
29 октября 2018 года
ПНЮА-воркшоп-2018 (29.10) «Орудия труда, маркеры статуса: вещи во взаимоотношениях хозяев и слуг»
Третий воркшоп (29.10.2018), соединил тему ПНЮА-7 «Слуга и хозяин» с проблематикой конференции ПНЮА-6 «Вещь и польза».
200-летию Института востоковедения РАН посвящается
Междисциплинарная проект-группа «Под небом Южной Азии» Института востоковедения РАН (МПГ ПНЮА ИВ РАН) завершила проведение цикла из 7 конференций (2011–2017), опубликовала 4 монографических тома («Портрет и скульптура», «Движение и пространство», «Территория и принадлежность» и «Хула и хвала») и работает над запланированными 3 томами («Стыд и гордость», «Вещь и польза» и «Слуга и хозяин»)[1].
Параллельно — в рамках однодневных воркшопов[2] — мы продолжаем изучать потенциал теоретико-методологических «поворотов», ставших весьма популярными в современных гуманитарных, общественных и естественных науках. Опробованные в той или иной степени в различных форматах МПГ ПНЮА, эти «повороты» не только определяют проективные подходы к фундаментальным исследованиям в актуальной и трансформативной гуманистике, но и приводят к сюжетам, опрометчиво считавшимися маргинальными. Первый воркшоп такого рода (Персонификация неодушевленности, или Вещь и привязанность, или Эмоциональный предмет, 14.03.2018) соединил темы двух предшествующих конференций: ПНЮА-5 («Стыд и гордость») и ПНЮА-6 («Вещь и польза») через анализ эмоционального восприятия конкретных вещей и окружающего людей материального мира в целом.
Последующие два воркшопа нацелены на дальнейшее изучение вопросов, поставленных (или не поставленных) на прошедшей 11–12 октября 2017 г. 7-й конференции МПГ ПНЮА (ПНЮА-7) «Слуга и хозяин», и их соотнесение, на новом этапе понимания, с тематикой предыдущих конференций. Второй воркшоп (Персонификация подчинения, или Слуга и хозяин: от любви до ненависти, 14.04 2018), стал перекрестьем темы «Слуга и хозяин» с темой ПНЮА-5 («Стыд и гордость»), т.е. исследованием эмоциональной составляющей взаимоотношений слуг и хозяев.
Третий воркшоп (29.10.2018) соединит тему «Слуга и хозяин» с проблематикой конференции ПНЮА-6 «Вещь и польза».
В современных гуманитарных науках домашнее обслуживание/услужение/прислуживание выступает автономным подразделением крупного исследовательского комплекса, известного как «Изучение труда» (Labour Studies), включающего «Глобальную историю труда» (Global History of Labour), антропологию, экономику труда, трудовую политику правительств и партий, экологию, психологию и эмоциологию труда и т.д.[3] В свою очередь, проблематика «Вещь и польза» рассматривается в рамках «материального поворота» гуманитарных наук к миру вещей и – шире – неодушевленных предметов, которые выполняют инструментальные функции, а также вбирают в себя социальные смыслы, иллюстрируя общественные, политические, культурные, эстетические и иные представления и взаимоотношения людей.
Соотнесение и сопряжение темы «Слуга и хозяин» с темой «Вещь и польза» естественны и логичны прежде всего в силу своей овеществленности, будь то орудия и объекты труда (слуга работает и с самими господами, и, часто в большей степени, с принадлежащими господам вещами), предметы быта как хозяев, так и слуг. В вещах, доступе/недоступе к ним и навыках их применения проявляются социальные статусы и уровни иерархии прислуги и работодателя, увязанные с экономикой, социальными воззрениями, культурой и эстетикой использования и восприятия разнообразных предметов той и другой стороной. Участники воркшопа предполагают затронуть следующие темы:
- Инвентарь как технология, исследуемая в рамках Labour Studies непосредственно, как определитель характера и специфики домашнего труда (модернизация этой технологии, пусть несравненно более медленная, чем в промышленном и сельскохозяйственном производстве, например, переход от ступки с пестиком к миксеру, имеет достойную изучения революционную историю и мифологию), а также фактор, влияющий на производительность, трудовую культуру, этику, экологию и т.д. Конфликтные ситуации, когда слуги и хозяева принадлежат к разным культурам и/или находятся на разных уровнях общественного развития, что отражается на представлениях о «правильных» или «неправильных», «передовых» или «отсталых» технологиях и инструментах домашнего труда.
- 2. Вещи хозяев и вещи слуг как маркеры статуса и принадлежности. Характерные для конкретной социокультурной среды различия в одежде, украшениях, предметах обихода слуг и хозяев; господский статус, выраженный в антураже прислуги (например, униформе или ограничении в использовании тех или иных фасонов) и определяющий практику присвоения слугами хозяйских вещей (в качестве дара или самовольно). Важный, особенно в южноазиатском контексте, вопрос о доступности/запретности для слуг и хозяев вещей друг друга, включая предметы инфраструктуры хозяйского дома (туалет, краны с водой, холодильник и т.д.); связь данной проблемы с представлениями о ритуальной чистоте/нечистоте.
- Вещи хозяев и вещи слуг в домашней логистике. Дом и все, что к нему относится (household), является пространством, в котором, постоянно или временно, сосуществуют хозяева и слуги, а также используемые теми и другими вещи. Отношения господства – подчинения между людьми в отражении пространственной иерархии связанных с ними вещей.
- Слуга = вещь? Марк Теренций Варрон называл рабов instrumentum vocale; приравнивание домашних слуг к вещам – клишированное описание хозяйского пренебрежения человеческими потребностями и достоинством прислуги. Подтверждение / опровержение справедливости данного определения конкретикой определенных эпох и социумов как путь к пониманию того, чем в той или иной исторической и социокультурной среде является домашняя прислуга: говорящей вещью, подчиненным членом семьи, безличным поставщиком услуг, враждебным «чужим» или чем-то иным, а может быть, всем вместе.
Эти вопросы определяют, но не ограничивают круг тем, которые могут стать предметом обсуждения. Для расширения поля дискуссии и поиска новых подходов и методологий мы намеренно нарушаем границы Южной Азии приглашением к участию в наших воркшопах коллег, чьи профессиональные интересы локализуются в разных географических регионах и эпохах. Дополнительный материал см. в Меморандуме ПНЮА-6 и Меморандуме ПНЮА-7 (www.ivran.ru/pnua).
В воркшопе с сообщениями выступили:
- И.П. Глушкова. Иконография прислуги, или Философия и эротика мельничного жернова.
- Л.Р. Франгулян. Слуги мучеников: мертвый хозяин как реликвия (по материалам коптской агиографии).
- Д.В. Микульский. Слуги и предметы в двух новеллах ал-Масуди (ум. 956) об эмире Ибрахиме ибн ал-Махди.
- С.Е. Сидорова. Индийские кормилицы для английских детей: овеществление тела и одушевление молока.
- Е.Ю. Ванина. Компания The Maids: служанки, хозяева и вещи.
Воркшоп (модератор Е.Ю. Ванина) состоялсяся по адресу:
ул. Рождественка, 12, Центр индийских исследований.
Начало в 11.00.
[1] Подробнее о проекте МПГ ПНЮА см. на сайте https://www.ivran.ru/pnua. Материалы конференций (меморандумы, тезисы, программы и отчеты) и воркшопов представлены на сайте в колонке справа, опубликованные тома и рецензии на них – слева.
[2] Почему «воркшоп»? Можно сказать «мастерская», где мы намерены коллективно «мастерить» если не ответы на конкретные вопросы, то «заготовки» к ним, и стимулировать друг друга индивидуальным профессиональным опытом.
[3] Ряд исследователей рассматривает домашнее прислуживание в рамках исследовательского направления Care Studies, труднопереводимого на русский язык – «Исследования попечения/ухода/обслуживания». См., например: Mignon Duffy (ed.). Making Care Count. A Century of Gender, Race and Paid Care Work (New Brunswick, etc.: Rutgers University Press, 2011). При таком подходе домашняя прислуга оказывается в одной социальной категории, например, с больничным персоналом, от врачей до санитаров, психологами, работниками косметических салонов и т. п.
ПНЮА-воркшоп-2018 (29.10) Меморандум