Новости

22 мая 2024 года

Деньги в Южной Азии: экономика, (гео)политика, социум, культура

Деньги в Южной Азии: экономика, (гео)политика, социум, культура Деньги в Южной Азии: экономика, (гео)политика, социум, культура

Приглашаем на конференцию 22 – 23 мая 2024 г.

Центр индийских исследований ИВ РАН приглашает коллег на традиционную Майскую конференцию.

На этот раз она пройдет по теме «Деньги в Южной Азии: экономика, (гео)политика, социум, культура».

Конференция состоится 22 – 23 мая 2024 г. в Институте востоковедения РАН в смешанном, онлайн-офлайн, формате.

Всеобщий эквивалент, мера стоимости, средство платежа, «презренный металл», за который люди гибнут, кровь экономики и войны; то, без чего «жизнь плохая, не годится никуда» и то, с чем попасть в рай труднее, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко... От ракушек или голов скота, которыми расплачивались первобытные племена, до современных криптовалют – без денег невозможно представить историю человечества; они делают ее подлинно всемирной, но при этом обнаруживают также специфику различных стран и регионов. У каждой цивилизации на каждом отрезке исторического времени свои способы и инструменты финансового воздействия на самих себя и окружающий мир, собственные представления о деньгах и их функциях, о богатстве и бедности. Обращаясь к истории и современности Южной Азии, мы обсудим как общие закономерности, так и специфику субконтинента. Нас будет в равной степени интересовать прошлое, настоящее и будущее, поскольку историческая перспектива позволит увидеть развитие и те изменения, которые претерпевает общество в своей монетарной сфере, в отношении к деньгам и тем социокультурным ценностям, которые с ними связаны.

Прежде всего, конечно, экономика, ее финансовые аспекты и их воздействие на различные сферы: производство, бизнес, инвестиции, доходы, банки, налоги, государственная политика в экономической сфере и т.д. Здесь в Южной Азии, разумеется, все как у всех, но живы и специфические, традиционные институты и практики, такие как хавала. Наряду с «белыми» финансами неистребимо процветают и теневые («серые»), и «черные» (криминальные, мафиозные), иногда превосходящие по масштабам официальные. При этом было бы важно затронуть не только «большую» экономику государств и корпораций, но и «малую» – групп, общин, семей, ее реакцию на те или иные события в «большой». Затем, разумеется, политика – внутренняя (с того момента, как власть стала невозможна без денег, никакие политические силы не могут существовать без финансирования, никакие реформы, перевороты, конфликты и компромиссы – без учета «презренного металла», который нередко становится и целью, и средством политики) и внешняя – международные и региональные финансовые потоки, институты, рынки, проекты, противоречия и столкновения.

Специфика любого социума, в целом или на уровне отдельных групп – отношение к деньгам (или их отсутствию), богатству и бедности. В какой степени богатство обеспечивало и/или обеспечивает высокий социальный (кастовый, сословный) статус, всегда ли нищий брахман или дворянин выше богатого купца, должен ли праведник быть обязательно бедным, когда и как стало возможным «купить» святость и знатность, в какой степени богатство гарантирует социальный престиж и властные перспективы, а также счастье (русская литература, кажется, лидирует по числу несчастных богачей)? Как видели проблему богатства и бедности, роль денег мыслители и духовные лидеры – властители дум в ту или иную эпоху?

И, наконец, культура. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» – к этой пушкинской формуле можно добавить, что и вера не продается, но нужны деньги на храм и совершение в нем обрядов, равно как на музей, театр, школу.... Зависимость творцов культуры от спонсора-заказчика, отражение и конструирование в религиозной догматике, литературе и искусстве общественных представлений и ценностей, связанных с богатством и бедностью – это и многое другое мы надеемся обсудить с коллегами, специалистами по истории, экономике, внешней и внутренней политике, социальным проблемам, литературам и культурам южноазиатских обществ. Как всегда, мы будем рады участию не только опытных, но и молодых исследователей, аспирантов и студентов.

Просим присылать тезисы (не более 1 стр., без сносок) по адресу

indology@mail.ru до 1 мая 2024 г.

По итогам конференции планируем публикацию сборника.